Становление психики собаки
Ранние критические периоды.
У каждого щенка индивидуальные периоды и могут варьироваться по времени.
Сиба – собака «раннего» взросления, следовательно, критические периоды могут наступать ранее, чем указано в статье, т.е. сроки наступления критических периодов приблизительны.
Неонатальный период (0-12 дни).
И вот щенок появился на свет. Период его жизни от рождения до 12 дневного возраста называется неонатальным. Новорожденный ещё совсем беспомощный, он не может сам поддерживать температуру своего тела. Щенок постоянно нуждается в присутствии матери, которая кормит его своим молоком и греет. Она должна массировать своим языком его животик, чтобы он мог освобождать свой кишечник. Малыш не видит и не слышит у него недостаточно развито чувство обоняния, вкуса и осязания. Из всего многообразия внешнего мира для него важно только одно – различать запах матери. Он реагирует на холод и тепло, и в некоторой степени на боль. Щенок может неуклюже передвигаться, ползая по кругу, и поворачивая в сторону тяжёлую голову, пытаясь определить, где же находится его мама. Он может запищать, если не найдёт её слишком долго и мама сразу же побежит к нему, лизнёт, давая знать, что она рядом.
Когда собака слышит писк щенка, она бросает все дела и спешит к нему. Инстинкт заставляет её забывать обо всём ради своего потомства. Благодаря такому сильному инстинкту природа создаёт щенкам наилучшие условия, необходимые им в первые дни жизни: их собака-мать всегда начеку и почти не отходит от них. Постепенно её инстинкт слабеет, и когда она становится меньше нужна детёнышам, то покидает их уже на более длительное время.
В течение неонатального периода окружающая среда воздействует на щенка в основном через осязание. В это время щенок очень быстро растёт, становится сильнее и крупнее, но поведение его практически не изменяется. Мозг его ещё спит. Электроэнцефалограммы в неонатальный период у спящего и бодрствующего щенка одинаковы.
Переходный период (13-20 дни).
Переходный период продолжается с 13 по 20 день жизни щенка. В это время в развитии щенка происходят важные физические изменения. В начале этого периода, примерно на 10 – 13 день жизни у него открываются глаза. Зрачки его уже реагируют на свет, но сетчатка глаза ещё не развита, поэтому он не может видеть объекты и их движения примерно до 21 дневного возраста. Щенок начинает ползать назад так же хорошо, как и вперёд, и несколькими днями позже он начинает ходить нетвёрдой походкой. Однажды став ходить, щенок практически перестаёт ползать. Первые зубы прорезаются примерно на 20 день, и он начинает кусаться и жевать. В это же время малыш начинает вилять хвостом, хотя почти ещё ничего не слышит и не видит. Он начинает реагировать на звуки примерно в возрасте 19 дней, но ещё не может определить, откуда исходит этот звук. Таким образом этот критический период в организме щенка происходят быстрые физические изменения. Только за одну неделю из беспомощного существа, которое не может слышать и ходить, освобождать свой кишечник без посторонней помощи, поддерживать температуру своего тела, а может только сосать молоко своей матери, он превращается в щенка, который всё это может делать самостоятельно.
Период понимания (21-28 дней)
Это первая неделя, в течение которой щенок учится использовать зрение и слух. Поскольку изменения в его сенсорном восприятии происходят очень быстро, у большинства щенков в 24-часовой период, он нуждается в устойчивой окружающей среде. В этот период он имеет самую большую потребность в своей матери и знакомой окружающей обстановке. Отъем от груди или перемещение всего помета в новое место в это время, по всей вероятности, будут иметь негативные последствия для психики щенков.
Изучение мира начинается в течение Периода Понимания. Это время в жизни щенка, когда он начинает познавать то, какой должна быть собака.
Собачий период социализации (21-49 дней)
Период с 21 по 49 день или 3-7 недель – Собачий Период Социализации, когда щенок учится поведенческим особенностям, которые делают его собакой.
Чтобы достигнуть своего генетического поведенческого потенциала, щенок должен оставаться в гнезде с матерью и однопометниками в течение этого времени. В течение этого периода он будет практиковать мимику, различные позиции тела и вокализацию, и изучать их эффект на собратьях, матери и любых других собаках, которых он встретит. Он учится лаять, а также изучает эффект своего лая на однопометников и лай однопометников на себя. Он начинает понимать, как действуют его укусы на собратьев, а также чувствует на своей шкуре их укусы.
Он изучает различные модели поведения, которые делают его собакой: игры преследования – подражание преследованию, чтобы поймать и сбить «добычу» — учат его координации и правильному распределению сил; приветственное поведение обучает его правильному положению тела для приветствия; силовые игры учат его, как правильно использовать разнообразные положения тела в различных ситуациях. Например, во время игры, когда ситуация обостряется и грозит окончиться болезненными укусами, щенок узнает, что поза покорности может нейтрализовать агрессию его однопометников.
В течение этого критического периода щенок познает один из самых важных уроков в своей жизни – понятие дисциплины. Он получает его от своей матери, которая не позволяет щенкам сильно кусать себя, или во время отлучения от груди, когда она показывает щенкам, чтобы они оставили ее в покое.
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ» период социализации (7-12 недель)
Наилучшее время, чтобы принести щенка в его новый дом – в течение «Человеческого» Периода Социализации, 50-84 дня или 7-12 недель. Это также наилучшее время, чтобы познакомить его с теми вещами, которые будут играть важную роль в его будущей жизни. Например, если щенок будет жить на ферме, то именно в этом возрасте он должен познакомиться с животными, которые там обитают. Если заводчик еще не познакомил щенка со звуками пылесоса, автомобильных двигателей и городского движения, то он должен быть подвергнут им теперь. Дети, мужчины с бородами, женщины в широкополых шляпах и пожилые люди с тросточками – все «разновидности» людей желательно узнать щенку в этот период.
В 7-недельном возрасте электроэнцефалограмма щенка показывает, что его мозговые импульсы аналогичны взрослой собаке. Его способность к концентрации еще не высока и промежуток внимания очень короток, однако, он уже способен обучаться. Мало того, что щенок способен обучаться, он будет чему-то учиться, преподаем ли мы ему или нет. Это возраст, когда происходит самое быстрое обучение за весь период жизни собаки. Все, что он испытывает в этот период, производит на него наибольшее впечатление, чем когда-либо в другое время. Обучение в этом возрасте происходит постоянно.
Из-за относительной легкости обучения в этом возрасте (т.к. щенок еще не имеет вредных привычек, которые должны быть исправлены), это – идеальное время, чтобы обучить повиновению, которое должно быть преподано, принимая во внимание его физическую ограниченность и короткий промежуток внимания, в положительной, игровой манере.
Период воздействия страха (8-11 недель)
В течение Периода Воздействия Страха, с 8 до 11 недель, любой травмирующий, болезненный или пугающий опыт будет иметь более длительное воздействие на щенка, чем если бы это произошло в любое другое время. Например, посещение щенком ветклиники в это время и полученный там болезненный опыт может навсегда заставить собаку опасаться визитов к ветеринару. Возьмите с собой любимую игрушку и лакомства, чтобы сделать приятным потенциально-опасный для щенка опыт.
Период классификации старшинства (13-16 недель)
Этот критический период с 13 до 16 недель также известен как «Возраст Сокращения» — сокращение количества зубов и сокращение зависимости от матери или других старших. В течение Периода Классификации Старшинства щенок пытается понять и решить для себя вопрос лидерства.
Период инстинкта «ПОЛЕТА» (4-8 месяцев)
Период Инстинкта «Полета» происходит где-то между 4 и 8 месяцами жизни щенка. Это время, когда щенок пробует себя «на крыло». Он будет часто попадать в рискованные ситуации, самовольно убегать и «отключать» свои уши, когда ему подаются команды. Период Инстинкта «Полета» длится от нескольких дней до нескольких недель. То, какое воспитание получил щенок до этого, влияет на легкость или тяжесть прохождения этого периода щенком и хозяином. Поскольку большинство владельцев собак не знают об этой естественно встречающейся стадии развития, они начинают неправильно реагировать на это, таким образом создавая для себя проблемы в будущем.
Явление Инстинкта «Полета» — главная причина, чтобы посещать со щенком начальные классы послушания.
Существует физиологический процесс, который соответствует Периоду Инстинкта «Полета» — это прорезывание зубов. К 6 месяцам коренные зубы прорастают через десны и полностью укомплектовываются между 6 и 10 месяцами. В это время у молодой собаки есть физиологическая потребность чем-то занять свои зубы, т.е. погрызть.
Второй период воздействия страха (6-14 месяцев)
Этот период, также называемый Периодом Опасения Новых Ситуаций, также неопределенен, как и первый. Второй Период Воздействия Страха соответствует всплескам роста. Следовательно, он может произойти не раз по мере роста собаки.
Во время этого периода отмечают изменение в поведении юной собаки. Она может внезапно отказаться приблизиться к чему-то неизвестному или быть напугана чем-то или кем-то знакомым. Когда собака проявляет опасение или нежелание к чему-то приблизиться, не нужно входить в конфронтацию с собакой, принуждая ее «быть храброй», или укреплять ее опасения через ласку. Сила может напугать собаку еще больше, а успокоительный тон и ласка могут служить только как поощрение ее страхов.
Опасение молодой собаки должно быть встречено терпением и добротой. Собаке позволяют решить для себя – иметь ли дело или нет с объектом, вызвавшим ее страх. Преодоление этого периода состоит в том, чтобы создавать определенные условия, которые собака наверняка успешно преодолеет, и поощрять ее за это, таким образом, укрепляя в ней уверенность в своих силах.
Зрелость (1-4 года)
Множество пород, особенно гигантские, продолжают расти и физически изменяться и после четырех лет. Поэтому понятие зрелости у собак скорее относятся к сексуальной зрелости, а не к полному росту. В среднем у собак зрелость происходит где-то между полутора- и трехлетним возрастом, у мелких пород ранее, а у гигантских – позднее этого возраста. Этот критический период часто отмечается увеличением агрессии и возобновлением испытания на лидерство.
Й. Волхард и Г. Фишер
Из книги «Обучение повиновению собак»
Перевод Осокина Татьяна